Previous Entry Share Next Entry
Как могло бы быть, или еще раз про ОСАГО
a_tribunskiy
Сей пост навеян постом Александра proboknet о новой редакции закона об ОСАГО.
Скажу сразу, я не являюсь экспертом в страховании ОСАГО в России, но я слежу, насколько позволяет время, за этой темой. Она мне интересна, так как я работаю оценщиком стоимости ущерба владельца автомобиля при ДТП в Германии и знаком с правовой и правоприменительной практикой в этой области.
Регулирование ущерба, причиненным виновником ДТП регламентируется Законом о дорожном движении (Straßenverkehrsgesetz или StVG), Гражданским кодексом (Bürgerliches Gesetzbuch или BGB) и Законом об обязательном страховании автомобиля. Законом о дорожном движении регулируется ответственность владельца автомобиля как устройства повышенной опасности, она ограничена прописаной в Законе суммой. Гражданский кодекс регламентирует порядок возмещения ущерба и не ограничивает сумму компенсации. Причем по юридической силе Гражданский кодекс перекрывает Закон о дорожном движении. Закон об обязательном страховании автомобиля предписывает владельцу застраховать свою ответственность при использовании автомобиля и устанавливает минимальную сумму компенсации, которую обязан выплатить страховщик при наступлении страхового случая. Пока сильных различий не наблюдается, но дьявол кроется в деталях. Немного расскажу о них.

1. Определение степени виновности.

Согласно Гражданскому кодексу каждый обязан возместить ущерб в той степени, в которой он своим действием или бездействием способствовал возникновению ущерба. Для примера: один автомобиль ехал с существенным превышением скорости, а второй выехал на перекресток со второстепенной улицы. На перекрестке произошло столкновение. Суд посчитал, что вина в ДТП лежит на обоих водителях в равной степени, т.к. если бы первый водитель ехал с установленной скоростью, он смог бы вовремя остановиться и ДТП можно было бы избежать.

2. Кто определяет размер ущерба.

Пострадавший сам определяет оценщика, страховая компания оплачивает его услуги, а также услуги адвоката, если пострадавший захочет ими воспользоваться (к КАСКО не относится). Если страховая не согласна с оценкой ущерба (происходит довольно часто), то оценщику дается возможность обосновать свои расчеты. Если доводы не удовлетворяют страховую, то она проводит свою оценку и потом следует судебное разбирательство.

3. Определение ущерба

Здесь я рассмотрю только оценку материального ущерба. У меня нет компетенции в расчете морального ущерба и упущенной выгоды.
Итак, полученный материальный ущерб = стоимость ремонта и сопутствующих затрат + компенсация потери стоимости автомобиля. Возможны дополнительные затраты, например аренда автомобиля на время ремонта.

Для расчета стоимости ремонта берется рекомендуемая цена на запчасти производителя автомобиля и почасовая оплата ремонтных работ в специализированной мастерской. Время, необходимое для ремонта поврежденных частей автомобиля дается производителем автомобиля.
В Германии нет вычетов из-за износа частей автомобиля в прямом смысле. Есть вычеты, компенсирующие получение материальной выгоды владельцем при ремонте автомобиля. Скажем, если до ДТП у вас была большая царапина на крыле, и в результате ДТП крыло подлежит замене, то оределенный процент стоимоти покраски крыла будет вычтен, как компенсация от получения материальной выгоды.

Размер компенсации потери стоимости автомобиля может определятся по разным методикам. Зависит от спроса на рынке, распространенности, возраста автомобиля и  объема и сложности ремонтных работ.

4. Максимальный размер возмещаемого ущерба.

Максимальный размер возмещаемого ущерба ограничен стоимостью схожего автомобиля в регионе проживания пострадавшего. Т.е. если ремонт автомобиля плюс размер потери стоимости автомобиля превышают стоимость схожего автомобиля, то страховая выплатит вам разницу стоимости схожего автомобиля и остаточной стоимости поврежденного автомобиля. Сюда не относятся затраты страховой на услуги оценщика, адвоката и аренды автомобиля.

В принципе, считаю такую систему довольно справедливой, т.к. по моим наблюдениям удовлетворяет все заинтересованные стороны: водителей, страховые и мастерские.

  • 1
а где комментаторы?-)

Вы первый в этом посту:). А по комментаторам больше всего здесь
http://a-tribunskiy.livejournal.com/10029.html
и здесь.
http://a-tribunskiy.livejournal.com/6193.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account