?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Жизнь в Германии. Часть 2. Работа.
a_tribunskiy
Рассказать за один пост о работе в Германии невозможно, поэтому здесь я напишу более о своих личных наблюдениях и опыте.

Я приехал в Германию осенью 2003 года сразу после окончания университета. Немецкого я не знал совершенно, поэтому первым делом пошел в высшую народную школу (Volkshochschule) на интенсивные курсы немецкого языка. Курсы оплачивала служба социальной поддержки (Sozialamt), занятия были каждый день с утра до обеда, кроме субботы и воскресенья. Первые три месяца жили у родителей жены, потом сняли свою квартиру. Жена получила право получать стипендию, а социальная служба платила мне пособие и половину платы за жилье.
По окончании курсов я более или менее мог изъясняться и понимать по-немецки. И мне дали социальную работу сроком на один год. Так я начал работать маляром.

Здесь я сделаю небольшое отступление и расскажу про структуру (или иерархию) работников в Германии. В Германии существует дуальная система обучения рабочим специальностям, уходящая в средневековые цеховые традиции. Суть системы заключается в том, что если школьник по окончании 9-10 классов решил получить рабочую профессию, то он устраивается учеником (Auszubildender) на фирму, обучающей по выбранной специальности. Срок обучения составляет 3-3,5 года. Ученик получает персонального наставника из числа квалицированных рабочих (Geselle) и трудится на благо фирмы, получая бесценный практический опыт и небольшую зарплату. С определенной периодичностью ученик посещает профшколу, где получает теоретические знания по своей профессии, а также по общеобразовательным дисциплинам и юридическим правам и обязанностям в профессиональной жизни. По окончании обучения и успешной сдачи экзаменов ученик получает извещение о приеме в профессиональное сообщество (Gesellenbrief).

Итак, структура работников от низшего чина к высшему:
1. Ученик (Auszubildender)
2. Квалифицированный рабочий (Geselle)
3. Мастер (Meister)
4. Дипломированный специалист с высшим образованием.

Но вернемся к нашим баранам, т.е. ко мне.
Проработав год маляром и заработав таким образом право на получение пособия по безработице, перед мной встал вопрос:
Что дальше?
Работать инженером мне не светило из-за плохого немецкого, английский я забыл напрочь. Поэтому я решил устроиться учеником в какую-нибудь фирму по близкой мне специальности. Разослав кучу резюме и получив несколько приглашений на вступительный тест, я, в конце концов, получил место ученика у одного официального дилера Volkswagen по специальности автомехатроника (Kraftfahrzeugmechatroniker). Не смейтесь над названием - это такой гибрид автомеханика с автоэлектриком.
Все немцы на фирме удивлялись моему выбору - как дипломированный специалист (с признаным дипломом) решил спуститься с самой верхушки на самое дно? Но слыша мой немецкий признавали логичность выбора, хотя шаблон был порван.

У моего выбора было еще несколько плюсов. С ученика спрос был маленький, а общения навалом. Таким образом я значительно улучшил свой разговорный немецкий. Вторым плюсом было непосредственный практический опыт "на земле". Третий плюс - современные автомобильные технологии, которых мне не хватало после университета. В России я получил неплохое фундаментальное техническое образование, но технологическая база была не совсем современной.

Оттрубив три года учеником, за полгода до окончания обучения я пошел к шефу и спросил насчет рабочего места после обучения. Шеф ответил отрицательно, так как в то время на фирме было 11 механиков на 10 подъемников. Разговор был перед отпуском и я попросил его дать мне мои документы для поиска работы.

Здесь еще небольшое отступление. К нам на фирму приезжал мужик и проводил техосмотр автомобилей. Иногда я ему помогал и разумеется с ним общался. Работа у него была на первый взгляд не пыльная масляная и я его спросил, как ее можно получить. Он ответил, что главным условием является наличие высшего технического образования. Узнав, что у меня таковое имеется, посоветовал написать резюме в его фирму.

Итак, получив все документы от шефа, я написал инициативное резюме в ту фирму и еще одно резюме их конкурентам (они искали людей). На следующий после отправки резюме день, мне позвонили от конкурентов и пригласили на собеседование. На следующий день я был на собеседовании у моих будущих начальников. Попеняв мне на отсутствие немецкого паспорта, они все же решили принять меня на работу.

В конце концов, за пару месяцев до завершения обучения, я ушел от дилера (опять разрыв шаблона у коллег) и устроился инженером в известную в Европе фирму. Пройдя 9-месячное обучение, я получил личные печати инженера-инспектора (Prüfingenieur) и перешел в статус госслужащего (хотя им не являюсь), в коем пребываю и по сей день. Еще добавлю, что по настоянию руководства я таки сдал экзамены и получил специальнось автомехатроника. Этот опыт помогает в моей работе, т.к. я знаю, как работают автомастерские. Вдобавок сам факт обучения помогает наладить контакт с мастерами и механиками при моей непосредственной работе.

Подведу итог: Учиться, учиться и еще раз учиться!

Если есть вопросы, с удовольствием отвечу.

  • 1
Здрасьте !

А чем непосредственно занимается инженер-инспектор ? Типа нашего Ростехнадзора ?

ЗЫ Странно как-то у дилера. Обычно такие фирмы работают без выходных и для исключения простоя на одном посту как правило 2 механика, работающих посменно.По-крайней мере у нас( в Новосибирске) сделано именно так почти у всех дилеров.

Edited at 2015-01-23 04:10 am (UTC)

Привет.

Инженер-инспектор - это мой вольный перевод нем. Prüfingenieur.
А так я провожу техосмотр и вношу техн. изменения на ТС. И еще оценка ущерба от ДТП, но это уже другая история.

Такого, как у вас в Новосибирске, я нигде не видел. Да и было бы не выгодно. Дорогая рабочая сила, плюс терки с профсоюзом.

Можете дать информацию о обучение автоэлектрике

Что вас интересует?

  • 1