Previous Entry Share Next Entry
Расчет утери товарной стоимости (УТС).
a_tribunskiy
Предыдущем посте я обещал расчитать утерю товарной стоимости (УТС) поврежденного автомобиля. Существует несколько методик расчета УТС. Но прежде, чем я о них расскажу, я дам определение УТС, как ее видят и понимают в Германии.

УТС подразделяется на два вида: меркантильная и техническая.

Меркантильная УТС автомобиля наступает при значительном повреждении в результате ДТП или похожего события и, несмотря на технически безукоризненный ремот, восстанновленный автомобиль оценивается рынком меньше, чем похожие неповрежденные автомобили.
Другими словами, если перед вами поставить два совершенно одинаковых автомобиля, один из которых побывал в аварии и был идеально восстановлен, а другой - безаварийный, то за "битый" автомобиль вы, скорее всего, будете готовы заплатить меньшие деньги, чем за "небитый". Здесь сказываются опасения покупателя, что несмотря на качественно проведенный ремонт, остались какие-то невыявленные повреждения или позже появятся какие-либо дефекты. Это чисто субъективный фактор, с которым приходится считаться.

Техническая УТС появляется тогда, когда у автомобиля, несмотря на качественно проведенный ремонт, все равно остаются дефекты, влияющие на безопасность и/или долговечность и/или визуальное восприятие. Полное устранение следов повреждений невозможно или технически, или экономически нецелесообразно.

Напомню, в Германии продавец обязан сообщить покупателю о том, что машина "битая", если ему об этом известно.


Теперь о самих методиках расчета меркантильной УТС.

Их существует несколько, одной из самых распространенных является методика Рукопфа/Зама (Ruhkopf/Sahm). Ее суть можно понять из таблицы

10 bis 30 % 30 bis 60 % 60 bis 90 %
1-й год экспл. 5 % 6 % 7 %
2-й год экспл. 4 % 5 % 6 %
3-й год экспл. 3 % 4 % 5 %

Процентная вилка в заголовках столбиков - это процентное соотношение восстановительной стоимости (рыночная стоимость автомобиля СА непосредственно перед ДТП) и стоимости ремонта СР. Проценты в таблице указываются от суммы СА плюс СР без НДС.


Гамбургская модель.

Пробег автомобиля УТС в % от стоимости ремонта
до 20.000,00 км 30 %
до 50.000,00 км 20 %
до 75.000,00 км 15 %
до 100.000,00 км 10 %
свыше 100.000,00 км 0 %


Бременская формула.

Возраст автомобиля УТС в % от стоимости ремонта
до 6 месяцев 30 %
до 12 месяцев 25 %
до 24 месяцев 20 %
до 36 месяцев 15 %
до 60 месяцев 10 %


У всех этих методик есть недостатки, которые не отражают реальностей рынка, либо отражают с ограничениями. В фирме, где я работаю, разработали методику расчета УТС, учитывающие рыночные и множество других факторов (Marktrelevanz- und Faktorenmethode).

Расчет УТС автомобиля по этой методике происходит в два этапа:

1. Предварительный отбор по следующим параметрам
    - Пробег менее 200.000 км
    - Возраст менее 10 лет
    - существенные повреждения автомобиля
    - отсутствие тотального ущерба

2. Определение УТС по четырем показателям
   - отклонение стоимости "битого" автомобиля от не битого (базовый показатель)
   - автомобиль (комплектация, возраст, состояние и т.п.)
   - оценка рынком ущерба (объем и глубина повреждений)
   - другие показатели (спрос на рынке, наличие предыдущих аварий)

Базовый показатель - это установленая реакция рынка на описание автомобиля "восстановленый после аварии", который равен примерно 1% от Брутто-стоимости автомобиля непосредственно перед ДТП.

Показатель автомобиля представляет собой отношение стоимости автомобиля СА в данный момент к стоимости нового автомобиля СНА.Таким образом оценивается скорость обесценивания автомобиля в зависимости от возраста, состояния, комплектации и т.п.

Показатель ущерба оценивается коэффициентом повреждений Кп

Кп = 1 - замена и/или обширные восстановительные работы (необходима рихтовка) на  несущих частях кузова (лонжероны, траверзы и т.п.)
Кп = 0,8 - восстановительные работы и/или замена несущих или сонесущих частей кузова (восстановление днища, замена боковой стенки и т.д.)
Кп = 0,6 - простые восстановительные работы на несущих или сонесущих частях кузова (восстановление боковой стенки и пр.)
Кп = 0,4 - восстановление и/или замена т.н. "прикручиваемых" частей (двери, капот, крылья)
Кп = 0,2 - замена оперения автомобиля (бампера, спойлеры и пр.)

Коэффициент, учитывающий наличие предыдущие аварии и степень повреждений изменяется от Ка = 0,2 - сильные повреждения до Ка = 1 - нет предыдущих аварий.

Зависимость корректирующего коэффициента КК от возраста автомобиля видна на графике

Bild1

Коэффициент спроса на автомобиль Кс имеет следующие значения

Кс = 0,6 - спрос сильно превышает предложение
Кс = 0,8 - повышеный спрос
Кс = 1,0 - сбалансированный спрос
Кс = 1,2 - предложение превышает спрос
Кс = 1,4 - предложение сильно превышает спрос

Теперь, когда все парапетры определены, рассчитываем УТС по формуле:

УТС = (0,01 * СА + СА/СНА * СР * Кп * КК) * Кс * Ка

Посчитаем УТС для BMW из предыдущего поста

СА - 10.000 евро
СНА - 34.310 евро
СР - 4100 евро
Кп = 0,4
КК = 0,06 (на момент оценки автомобилю было 95 месяцев)
Кс = 1,0
Ка = 0,6 (при осмотре было выявлено, что переднее правое крыло и багажник были крашены)

УТС = (0,01*10.000 + 10.000/34.310 *4100*0,4*0,06)*1,0*0,6 = 77,21 евро

Я полученный результат округлил  в большую сторону до 100 евро. Так сложилось на практике, что УТС менее 100 евро не выплачивают, а оценщики определяют УТС, кратную 50.

Надеюсь этот пост поможет моим коллегам в России разработать адекватную методику расчета УТС, если таковой еще не имеется.

  • 1
Привет.
Интересно.

Методики расчета УТС есть, осталось привести их к единому мнению.

Мне вот интересно, каким образом страховая определит, что УТС посчитана правильно ?
В том смысле, что у разных фирм (или оценщиков) могут быть разные методики и окончательный результат тоже получается разный.

Почему ваша фирма считает, что её расчет правильнее, чем Рукопф/Зам ?

Привет.
Расчитанный показатель служит ориентиром. Окончательное решение принимает оценщик. Если у СК возникают сомнения, то она просит обосновать размер УТС.


Как видно из формулы, в нашей методике учитываются множество различных факторов. Отсюда и претензия на объективность:)).


А какие методики используют у вас?


Основная - это метод Хальбгевакса. Вот тут есть описание _http://www.valnet.ru/m7-229.phtml

Есть ещё какие-то, но я делал только по вышеуказанной методе, да и то не очень часто.
Как уже говорил , страховые раньше УТС не платили, а в суд люди обращались редко. Сейчас вроде ситуация исправляется, но всё равно УТС считаем, только если заказчик непосредственно это обговорил.


Большое спасибо! Очень профессионально, поэтому и полезно.
В России за методику по ОСАГО взялись сами страховщики и Центробанк - по опыту предыдущих справочников от ЭТИХ производителей интеллектуального продукта))) - навертят они там самого чёрта.

Спасибо. Было бы неплохо инициировать широкую дискуссию в экспертном сообществе на эту тему. Чтобы принимать участие в выработке правил игры, которые устроят всех. Как я понимаю, сами оценщики не в восторге от рекомендаций ЦБ. Вопрос только, как это сделать.


Не в восторге - это не то слово! У всех волосы дыбом от столь беспардонного лоббирования и некомпетентной работы. Мда, а Центробанк под этим подписался...

По опыту моей компании, как Вы понимаете достаточно обширному, наши эксперты щедрее УТС считают.
Вот пример:
Jaguar ХJ, более 3 лет, пробег 31 тыс, рыночная стоимость на дату ДТП 2,4 млн руб.
Стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет 52 011 рублей 73 копейки. Величина дополнительной утраты товарной стоимости в результате повреждения и последующего ремонта застрахованного автомобиля составляет 24 651 рубль 34 копейки.

А страховая, кстати немецкий Альянс, по этому убытку по ОСАГО добровольна заплатила только 3 500 руб. ну как - за задний бампер на Jaguar ХJ? Да, из повреждений - задний бампер под замену.
А мы по суду всю сумму по нашей экспертизе взыскали + неустойку, штраф и моральный вред - всего 162 000 руб. - в 46 раз!! больше добровольной выплаты.

:)). А моральный вред почему?


Потому что добровольно не заплатили. Это по Закону о защите прав потребителей взыскивается. Если бы добровольно выполнили свои обязательства по полису, то никаких штрафов, неустоек и мор.вреда не было бы.

На размер УТС влияют многие факторы. Чем автомобиль дороже и моложе, тем она больше. Только сегодня разговаривал с коллегой, у него на прошлой неделе был случай: Audi A6, три недели в эксплуатации, пробег ок. 1000 км. Цена покупки ок. 63тыс. евро. Повреждения: задняя и передняя двери, плюс ср. стойка. УТС вышла почти 10 тыс. евро.


Кстати, а вот тут было бы интересно сравнить результаты.
Лексус gs250, 2 месяца эксплуатации, пробег 6500 км. Цена покупки 2,4 млн руб.
Повреждения сейчас выложу.
Сколько бы рассчитали УТС?

Повреждены задний бампер и левое заднее крыло

Чтобы правильно посчитать УТС для указанного автомобиля мне не хватает пары параметров:
- Стоимость машины на момент ДТП
- Коэффициент спроса
К тому же величина базового коэффициента для России может быть отличной от 0,01. Но для простоты примем его равным немецкому.
Чтобы упростить задачу примем стоимость автомобиля на момент ДТП равной 2,2 млн. руб.
Коэф. спроса возьмем Кс = 0,8, т.е. автомобиль пользуется повышенным спросом - все таки Лексус.
Тогда имеем:

УТС = (0,01*2.200.000 + 2.200.000/2.400.000 * 65.800 * 0,6 * 0,25)*0,8*1,0 = 24.838 руб.

В общем, с учетом допущений, по нашей методике УТС составила бы 25 тыс. рублей.

Тут важно пояснить, что значения многих коэффициентов для российского рынка скорее всего будут другими, т.к. реакция рынка на "битый" автомобиль может быть отличной от немецкого.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account