Previous Entry Share Next Entry
Техосмотр в Германии
a_tribunskiy
Итак, обещанный пост о техосмотре автомобилей в Германии.

Поучаствовав в различных дискуссиях в ЖЖ, а также поговорив со многими знакомыми в России понял, что техосмотр в России является формальностью с точки зрения как водителей, так и проверяющих. Мало кому хочется заморачиваться техническим состоянием своего автомобиля, особенно, если это связано с крупными денежными затратами, а проверяющим не охота терять клиента, если он не доволен результатом техосмотра. При этом почти каждый водитель сталкивался с тем, что на дороге видел технически неисправный автомобиль и стоял в пробке за чадящим дымом "Камазом" или каким другим грузовиком. Все это наталкивает на мысль, что идея техосмотра в России это профанация и при существующем исполнении просто отъем денег у граждан без несения ответственности за результаты своей деятельности.

Для сравнения расскажу, как это происходит в Германии, являясь непосредственным участником процесса. Я работаю инженером-инспектором в крупнейшей в Европе фирме, занимающейся техосмотром автомобилей и сертификацией безопасности промышленных производств. В разных странах свои требования безопасности, поэтому здесь расскажу только о правилах техосмотра в Германии.

Начну с того, какие требования предъявляются инженеру-инспектору. В соответствии с приложением VIIIb Постановления о допуске транспортных средств к дорожному движению (StVZO) инженер-инспектор должен:
1. иметь возраст не менее 24 лет
2. быть психически и физически здоровым, а также законопослушным
3. иметь открытыми все классы вождения автомобиля, кроме классов D и D1, и не иметь запретов на вождение указанными классами автомобилей, не иметь запретов на езду и изъятий водительского удостоверения
4. иметь высшее техническое образование в области машиностроения или электротехники, полученное в Германии или других странах и признанное равным немецкому в предусмотренном законом порядке.
5. пройти мин. 8-месячное обучение на инженера-инспектора
6. подтвердить свои знания и способности на государственных экзаменах в соответствующих землях Германии (получивший аккредитацию в одной земле инженер-инспектор не имеет права работать в другой земле без специального разрешения)
7. Не работать на другие надзорные организации.
Несколько слов о статусе инженера-инспектора. Все организации, работающие в сфере техосмотра являются частными, т.е. коммерческими и имеют государственную аккредитацию. При этом каждый протокол техосмотра, подписываемый инженером-инспектором, является административным актом, подлежащим немедленному исполнению. Таким образом инженер-инспектор является де-факто (а при судебном разбирательстве и де-юре) государственным служащим. Т.е. я, являясь наемным работником частной компании, могу быть привлечен по статье за взятку должностному лицу. Напомню, что в немецком законодательстве преступления, совершенные должностными лицами, наказываются строже, чем сходные частными лицами.
При этом учитывается осознанность преступления. Небольшой пример:
представитель офисного планктона, Фриц Мюллер, покупает для своей машины литые диски в ebay и устанавливает их на свой автомобиль. Т.к. диски не были предназначены именно для автомобиля Фрица Мюллера (имели схожие параметры, напр. размеры диска и шин), по показаниям нагрузки на колесо и/или глубину опрессовки, то при следующем экстренном торможении несущие дисков лопаются и Фриц Мюллер становится виновником ДТП со смертельным исходом (я сейчас утрирую, но были и такие случаи). Фриц Мюллер получает условный срок за причинение смерти вследствие неосторожности (или как там гласит формулировка УК РФ).
Если бы подобное сделал я, автоэксперт с государственной лицензией, то суд смотрел бы на все это иначе. Я, обученный специалист с гос. лицензией, решающий что правильно, а что что нет при техосмотре, устанавливаю диски на свой автомобиль, которые ему не соответствуют (или нет подтвержденных результатов испытаний) и совершаю ДТП с точно такими же последствиями. Я получаю реальный срок за умышленное убийство, так как являюсь экспертом в дорожном движении и должен был предвидеть последствия своего поступка. А если предвидел и все равно сделал - значит умышленно. Такая простая логика.
Критерии, предъявляемые надзорным организациям, я здесь рассматривать не буду - они довольно емкие.


Техосмотр может проводиться только на специально для этого оборудованных местах, а именно:
1. Станции техосмотра надзорных организаций
2. Мастерские, оснащенные необходимым оборудованием и отвечающие необходимым требованиям
3. Мастерские логистических компаний, имеющие соответствующее оборудование и выполняющие соответствующие требования.


Все проверяемые транспортные средства проверяются по четырем основным критериям:
- Состояние
- Функциональность
- Исполнение
- Воздействие

Проверяемые системы

1. Тормозная система
2. Рулевая система
3. Приборы освещения и другие электрические приборы
4. Основные электрические части автомобиля (батарея, проводка, соединения и пр.)
5. Шасси, подвеска, ходовая часть
6. Рама, кузов, закрепленные на них детали
7. Другое оборудование (подушки безопасности, ремни безопасности, звуковой сигнал, ограничитель скорости и пр.)
8. Воздействие на окружающую среду (выхлоп, шум, потеря масла и пр.)
9. Дополнительные пункты проверки для транспортных средств, занимающихся коммерческой перевозкой людей
10. Идентификация транспортного средства и документы на него.

Как шутят коллеги, наша красная библия

20151005_222900.jpg

В этой книге собраны все законы, касающиеся дорожного права. И они напечатаны на папиросной бумаге:)))
Что бы получить лицензию на деятельность инженером-инспектором мне пришлось сдавать государственные экзамены по следующим дисциплинам:
1. Письменный - деятельность инженера-инспектора (знание и применение правовых норм в повседневной деятельности)
2. Практика - способность управлять автобусом (у инженеров-инспекторов есть исключительное право управлять автобусом, не имея на это официального разрешения, только при условии, что управление производится только в рамках исполнения своих обязанностей и никого другого в автобусе нет)
3. Устный экзамен по знанию устройства транспортных средств. В комиссии присутствуют представители министерства транспорта соответствующей федеральной земли, представитель профильного научного сообщества и представитель конкурирующей организации.
Возможны дополнительные вопросы из тем письменного экзамена, если есть какие-то нарекания.

Согласно закону после техосмотра инженер-инспектор выносит свой вердикт техническому состоянию транспортного средства. Таких состояний по закону всего четыре:
1. Ohne Mängel (OM), без выявленных неисправностей
2. Geringe Mängel (GM), незначительные неисправности
3. Erhebliche Mängel (EM), значительные неисправности
4. Verkehrsunsicher (VU), опасно для движения

В первом случае инженер-инспектор обязан вынести положительное заключение о техосмотре.
Во втором случае инженер-инспектор может вынести положительное заключение о техосмотре, если от владельца можно ожидать, что он незамедлительно устранит выявленные неисправности в течении месяца, выявленные неисправности документируются в протоколе.
В третьем случае инженер-инспектор не может выносить положительное заключение о техосмотре, выявленные неисправности документируются в протоколе. На устранение неисправностей и повторный осмотр дается месяц времени.
В четвертом случае инженер-инспектор обязан изъять транспортное средство из дорожного движения и известить об этом соответствующий регистрирующий орган, выявленные неисправности документируются в протоколе.

Инженера-инспекторы обязаны минимум 5 рабочих дней в году потратить на повышение квалификации.
Инженерам-инспекторам нельзя работать в других местах без особого разрешения на то работодателя.
Зарплата инженеров-инспекторов не может быть зависима от количества проверенных автомобилей.

Пока только это на вскидку, без какой-либо конкретики.

Возникнут вопросы, задавайте

  • 1
вот интересно: если Фольксваген много лет завышал по документам класс экологичности своих машин, то что ж техосмотры-то не выявляли?!
такие современные, регулярные и неподкупные техосмотры?

Чтобы правильно ответить на вопрос, надо знать, какие параметры фальсифицировались. При техосмотре делается замер токсичности выхлопа.
У бензиновых двигателей замеряется содержание угарного газа СО и показатель лямбда - соотношение теоретически необходимого и фактического количества воздуха.
У дизелей замеряется дымность двигателя.
У автомобилей, впервые зарегистрированных с 01.01.2006 года действует упрощенная процедура - считывается блок управления двигателя и, при отсутствии ошибок и наличии кодов считывания (readiness code) анализ выхлопа считается положительно пройденым.


(Deleted comment)

Про тахометр не понял, обороты двигателя имеются в виду?


(Deleted comment)

Интересно, у нас используется вибрационный сенсор оборотов. Замер у дизелей делается при свободном ускорении двигателя до макс. оборотов. как правило, делается четыре замера.


(Deleted comment)

Я бы с удовольствием, единственная проблема - время. Но раз вы просите придется его найти :)))


Вопросы

(Anonymous)
Несколько вопросов:
1. Кто в Германии проводит аккредитацию частных компаний? и кто следит (какой гос орган) за соблюдением технологии проведения ТО?
2. Какая стоимость ТО автомобиля в Германии? как в России задана предельная планка каждым субъектом РФ или как то еще?

1. Аккредитацию проводит главный надзорный орган субъекта (федеральной земли). Он же осуществляет надзор. Как правило, это региональное министерсво транспорта. Так же проводятся внутренние проверки плюс общественный контроль СМИ и пр.
2. Стоимость полного техосмотра (включая анализ выхлопа) в ср. 100€. Каждая земля устанавливает коридор.

еще вопрос

(Anonymous)
Если авария происходит по причине технической неисправности, в результате не выявления оператором ТО этой самой неисправности, кто возмещает мелкий ущерб (замена бампера, двери и т.д.) - оператор ТО, или страховая компания, или сам владелец тс?

Если техэкспертиза выявит, что ущерб произошел из-за неисправности, которую оператор мог бы выявить при техосмотре, то ущерб возмещается оператором. Определяющую роль здесь играет время, прошедшее с даты осмотра.

Ссылаясь на ваш пример про диски с ebay: что для вас, как инспектора, является основанием, что бы признать законным установку данных дисков?какой то сертификат? Или что-то другое?

Диски, продаваемые в Германии имеют как правило заключение технической экспертизы об области применения данных дисков. Там прописаны марки и модели автомобилей, а также размеры шин, допускаемых к использованию. Заключения бывают двух видов:
- Allgemeine Betriebserlaubnis (ABE) - общий допуск к эксплуатации. С таким документом в 90 процентов случаев не требуется дополнительная техническая экспертиза. Достаточно возить документ в машине.
- Teilegutachten - техническая экспертиза какой-либо детали. По содержанию является документом ABE, с той лишь разницей, что этот документ требует дополнительной технической экспертизы после установки на автомобиль детали на предмет выполнения всех условий установки (свободный ход, развал-схождение и пр.).
В случае отсутствия этих документов существует возможность получить допуск на эксплуатацию через индивидуальную техэкспертизу. Часто это касается дисков, купленных в США. Для индивидуальной экспертизы необходимо иметь как минимум экспертизу прочности дисков. И тут уже как повезет.


Спасибо за ответ.
Наберусь наглости))) по-задавать вопросики)))
Установка "инородных" предметов)) в топливную систему автомобиля скорее всего тоже влечёт за собой получения АВЕ? А кто выдаёт такое заключение?
А так вообще есть необходимость получения небольшой консультации по таким вопросам. Если здесь не очень удобно, можно перейти в любой другой удобный для вас формат.

Что вы подразумеваете под "инородными телами" в топливной системе?


Если по точнее то так:
"Монтаж испытуемого устройства в топливную систему двигателя в магистраль низкого давления (перед ТНВД)"

Интригует. Вы это делаете в Германии?


Могу делать и в Германии)))), но пока не понимаю всех подводных камней с точки зрения техники вопроса. Про маркетинг вообще не говорю))))

Тут многое зависит от выдаваемого эффекта при использовании устройства. Предположу, что устройство будет каким-то образом влиять качество/количество выхлопных газов. По немецким законам устанавливаемые устройства не могут ухудшать экологические параметры автомобиля (выхлоп/шум), иначе последний теряет разрешение на эксплуатацию. Оценить влияние устройства на экологические и эксплуатационные свойства автомобиля и получить соответствующие документы можно в различных технических службах. Такая служба есть в моей фирме в городе Клетвиц.


Что касается маркетинга, то тут нужно смотреть, что получает конечный потребитель и насколько это ему будет интересно.


А вы работайте с русскоговорящими клиентами))) и я лично не утомил вас своими вопросами?
Но ваше предположение об устройстве совершенно верно))) респект

Нет, не утомили. Напишите в личку, там можно будет контатами обменяться.


Вроде отправил сообщение, но не знаю туда ли))), плохо тут ориентируюсь

  • 1
?

Log in

No account? Create an account