?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Проблемы техосмотра в России
a_tribunskiy
В августе был три недели в отпуске в Оренбурге. Удалось пообщаться с коллегой, проводящим техосмотр автомобилей. Его рассказ вкупе с тем что явидел на дорогах Оренбурга заставили меня провести сравнительный анализ ситуации. Выводы ниже.

1. Многие автовладельцы не понимают, зачем нужен техосмотр (ведь есть же плановые ТО) и считают его дополнительным налогом.

Разница между ТО и техосмотром заключается в том, что при выявлении неисправности вердикт техосмотра обязывает владельца устранить эту неисправность в течении определенного срока. Автосервис может лишь рекомендовать провести ремонт.
Второй вопрос заключается в том, сколько автовладельцев регулярно проводят плановые ТО? Те, которые не проводят плановые ТО, тех обычно душит жаба. По принципу: "масло, резину и лампочки я и сам могу поменять - все остальное это отъём денег у лохов". Вопросы безопасности их волнуют мало или вообще не волнуют. Тот факт, что их неисправный автомобиль может стать причиной смертельного ДТП ими игнорируется и что-то мне подсказывает, что таких большинство. Из-за них в большинстве случаев операторы техосмотра штампуют карты не глядя на автомобиль, потому что иначе это будут потерянные деньги оператора. Зачем терять эти деньги, ведь такой владелец поедет к другому оператору за углом и там купит карту без проблем. Здесь появляется вторая большая проблема - операторы техосмотра.

2. Настоящий момент лицензированием операторов техосмотра занимается РСА. Любой человек может стать оператором, если у него достаточно средств для этого. Плюс в том, что минимум волокиты. Минус в том, что нет ответственности. Да, есть штрафы. Даже кого-то показательно оштрафовали в прошлом году. Но ситуации это не меняет.

Понятно, что проведенный техосмотр - это что-то вроде фотографии автомобиля на момент проверки. Сейчас он красный, а завтра белый. Но так же понятно, что исправный сегодня шарнир рулевой тяги не может за двое суток разбиться до того состояния, что его вырвет из крепления. Я к тому, что если произошло ДТП с жертвами по вине разбитого шарнира, а за два дня до этого была выписана диагностическая карта, согласно которой автомобиль находится в исправном состоянии, то оператор должен компенсировать причиненный ущерб, а инженер должен сидеть за непреднамеренное убийство (это в случае, если он машину не видел).

Теперь, что касается диагностической карты. В нынешнем виде она представляет собой очень общее описание технического состояния автомобиля. Например, что мне говорит п.14 "Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении"? С вариантами ответа "да и "нет". Если ответ " да", то какая это неисправность и где она находится? У автомобиля разбита рулевая рейка? Или шарниры рулевых тяг? Если да, то какие шарниры, их там четыре? А может у меня там все разбито и мне вообще ехать нельзя? Ответа нет. Может поэтому автовладельцы считают техосмотр ненужной процедурой?

Я не знаю, кто разрабатывал диагностическую карту, но эта черно-белая ничего не говорящая диагностика поражает. Особенно формулировки. Ведь есть же неисправности, которые на безопасность никак не влияют, например лампочка освещения госномера. Если она не работает - эксплуатация транспортного средства невозможна. Почему???!!!!. Есть технически обоснованный ответ на этот вопрос?

При этом нет таких важных для безопасности критериев оценки, как работоспособность электронного регулирования тормозов (ABS, ASR и ESP) или работоспособность подушек безопасности. Такое ощущение, что разработчики карты живут до сих пор 60-х годах прошлого века.

3. Тарифы.

Слишком низкие, говорят операторы. Я не считал, но склонен согласиться. Оборудование, помещения и персонал стоят дорого.
К тому же регулятор, установив верхнюю ценовую планку, забыл установить нижнюю. Это приводит к дэмпингу между операторами при тендерах от владельцев больших автотранспорных парков. Например, побеждает оператор, предложивший цену в 100 рублей за единицу техники при установленных в регионе 400 рублей. Такая ситуация тоже не выглядит нормальной. Особенно, если этот оператор получил лицензию на год от РСА, тут же распродал оборудование и сидит в офисе, шлепая диагностические карты. Производственных расходов никаких, а денежка капает.

У меня пока все на данный момент, делитесь своими наблюдениями и опытом.




  • 1

Сейчас в России мы создали одну из лучших систем техосмотра за весь исторический период.
Быстро, удобно, дёшево.
Она такая, какой и должна быть с точки зрения клиента.


Не всех, но таки большинства. К сожалению.
Посмотрим, что там из предложений МВД будет реализовано.


Но и это вопрос только того, насколько обуть людей. Вы ж общались, в теме :)


Тут головы сначала поменять людям надо, чтобы одни могли честно проверять, а другие - проверяться. Для нынешней России нынешняя система - лучшая. Увы, да.


Тут надо сначала создать такие условия операторам, чтобы халтурить сильно не выгодно было. И попутно разъяснять людям, зачем это нужно.
Взять к примеру Турцию. Там лет 10 назад правительство пригласило немецкую организацию, дало ей монополию на 49 лет, скопировало немецкое законодательство в области техосмотра и правил допуска автомобилей к эксплуатации. Турки поначалу взвыли и даже парочку сотрудников пристрелили, но сейчас привыкли уже.

Будет любопытно - почитайте на досуге историю РОСНО. Немцы при столкновении с массовым розничным рынком и его худшими практиками - вполне поддаются этому явлению. Причём ограничивать негатив и бороться с ним они не имеют навыков и знаний психологии.
В итоге компания разворована, отчётность фальсифицировалась, страна показала крупнейший в мире убыток и заслужила абзац во введении годового консолидированного отчёта с описанием ключевых событий года. Хэдофис не придумал ничего лучше, чем срочно сменить своих менеджеров, уволить весь персонал, свернуть бизнес и выйти из розницы совсем.


То, как Вы видите ТО, здесь не будет.


Обсуждается только объём шерсти, которую можно состричь с баранов и личность парикмахера. А не интересы баранов.


Все зависит от того, как сделать. Тут нужно продуманное законодательство. Если хватит ума и воли его принять,  то все будет.


У кого должно хватить воли и ума?


Ну кто в России принимает законы и с чьей подачи? Президент дал недавно указание снизить число погибших в ДТП до 2018 года. Неработающая процедура техосмотра - одна из причин высокого числа жертв. Вот если у принимающих и инициирующих законы хватит ума и воли принять продуманное и работающее законодательство в сфере техосмотра, то одной причиной высокого числа жертв ДТП станет меньше.

Это вообще не связанные вещи.
Техосмотр - это вопрос о деньгах. Сколько будет стоить и кто его будет продавать.
Число жертв ДТП от денежных потоков никак не зависит.
Ни одной заинтересованной стороны с умом и волей нет.


ага ... особенно когда подавляющее большинство ДТП случилось не из-за состояния автомобиля (из-за неисправности ДТП происходят процентах в 1-2), а из-за состояния дорог ...

https://www.gazeta.ru/auto/2016/06/04_a_8284097.shtml

Здесь статистика ДТП из-за неисправных автомобилей

ну что Вы как ребенок? ... у МВД отобрали ОЧЕНЬ СЫТНУЮ КОРМУШКУ ... они *опу рвут что-бы ее вернуть назад ... у нас 60-70% ДТП из-за состояния дорог ... НО ... если у тебя из-за попадания в яму погнуло рулевую тягу (реальный случай со мной) и тебя "кинуло" на встречку (тоже реальный случай со мной ... повезло, что там никого небыло) то можно сказать, что авария произошла из-за неисправности автомобиля ... а то, что эта "неисправность" возникла за секунду до ДТП можно "скромно умолчать" ... и кстати ... даже официально ГИБДД в этой статье утверждает, что из 184 тысяч ДТП из-за неисправности автомобиля их было всего 2.5 тысячи ... что как-раз укладывается в те 1-2% что я выше писал ...

А если учесть, что ДТП в год не 185 тысяч, а 2,5 млн., то речь идёт о десятых долях процента.
185 - это с пострадавшими.


Когда принимали нынешнюю версию техосмотра из той же логики предполагали, что тот, кто отвечает деньгами - будет самым требовательным техосмотрщиком.
По факту мы наблюдаем, что в КАСКО, что в ОСАГО, что страховщики используют кучу опций тарификации, пробуют и скорринг водителя и трекеры стиля вождения, но никто не упирается именно в процедуры техосмотра.
Потому что деньги доказывают, что соблюдение процедур ТО раз в год не оказывает существенного влияния на риск попадания в ДТП. В отличие от характеристик автомобиля, водителя, его семейного положения и стиля вождения.
Талон ТО - это некая международная формальность и рынок назначил его справедливую цену.


(Deleted comment)

Я думаю, что дело в дебильных формулировках. Понятно, что технические требования предъявляемые к автомобилям предусматривают наличие и работоспособность освещения госномеров, и неработающая лампочка - техническая неисправность. Но запрещать эксплуатацию из-за этой лампочки - это верх глупости и непрофессионализма. Если строго подойти к этой формулировке, то автовладелец не имеет права даже доехать своим ходом до ближайшего сервиса, ему надо вызывать эвакуатор!


>>Но так же понятно, что исправный сегодня шарнир рулевой тяги не может за двое суток разбиться до того состояния, что его вырвет из крепления.

в Германии не может ... в России может через 10-15 минут после выезда с сервиса ... у меня была ситуация когда я после почти полной замены подвески и рулевых тяг выехал с сервиса и через 1.5 км. влетел в такую ямищу, что пришлось вернуться на сервис ...

Проблема состояния дорог - это отдельная тема. Я говорил про ответственность операторов за халтуру.

в России что сейчас нет ОТВЕТСТВЕННОСТИ (она ИМХО должна быть УГОЛОВНОЙ) операторов, что раньше небыло ответственности у инспекторов ДПС которые проводили осмотр ... это все профанация и просто очередной налог ...

Я в посте писал, что ответственность должна быть и уголовной тоже. Любая техническая экспертиза сможет определить, вследствии чего была оторвана рулевая тяга: из-за износа или чрезмерной нагрузки. В нынешнем виде техосмотр - профанация самой процедуры. Если сама процедура работает, то это минимум минус 500 жизней от числа погибших в ДТП. Про то и речь, чтобы сам институт техосмотра был работоспособным и способствовал повышению безопасности на дорогах.

Это в Германии -500 жизней.
Для этого у нас должны производить машины как в Германии, обслуживать их так же, ездить на них так же по такой же дорожной инфраструктуре и иметь не 23, а 3 тысячи погибших в год. Тогда и роль ТО вырастает кратно.


Для швейцарских часов точность хода критично зависит от качества полировки даже одной шестерёнки. Бесполезно платить деньги за аналогичную полировку одной шестерёнки в настенных часах-кукушке. На точность это не повлияет.


Факторы смертности (для нас - убыточности) надо анализировать в цифрах, а не следовать карго-культу. А в деньгах роль ТО сводится к 100 рублям оптом и 700 рублям в розницу и связано с оплатой труда оформителей. От повышения этой цены и даже от выполнения сопутствующих ритуалов с машинками смертность не изменится.


  • 1