Previous Entry Share Next Entry
Комплексные меры по снижению числа жертв на дорогах Германии
a_tribunskiy

Как я и обещал здесь, выкладываю материал касательно организации дорожного движения в Германии.

autobahn

В том посте у Александра Шумского развернулась настоящая дискуссия о том, кто должен быть внимательнее на дороге — пешеходы или водители. Я считаю, что и те и другие должны быть одинаково внимательными, но пешеходы ничем не защищены при столкновении, а у водителей впереди в большинстве случаев моторный отсек. И им надо это учитывать. Даже если пешеход не прав и произошло столкновение, то у водителя максимум поврежденная машина, а пешеход может лишиться жизни. Тут скорее мировоззренченский вопрос, чем юридический. И да, надо быть просто вежливее и дружелюбнее по отношению друг к другу и жить будет намного комфортнее.

Итак, организация безопасности дорожного движения в Германии.

Комплекс мер, обеспечивающих низкую смертность на дорогах Германии.


  1. Подготовка и обучение населения


  2. Развитая и удобная инфраструктура


  3. Учет средних и тяжких нарушений ПДД, балльная система


  4. Высокие штрафы и очень низкая вероятность избежания наказания


  5. Финансовый бонус от страховых компаний за безаварийное вождение.


Каждый пункт разберем отдельно, но для начала я хочу привести инфографику с сайта www.welt.de

Statistik

Жирным выделены количество погибших в ДТП в соответствующем году, также указаны даты введения юридических норм ПДД.


  • Июль 1957г. введение балльной системы и центрального регистра нарушений (на графике не указано).


  • Сентябрь 1957г. введение ограничения скорости до 50 км/ч в населенных пунктах.


  • Октябрь 1972г. введение ограничения скорости до 100 км/ч на региональных трассах.


  • Июль 1973г. введение ограничения содержания алкоголя в крови до 0,8 промилле.


  • С ноября 1973 по март 1974 нефтяной кризис (запрет на пользование личным транспортом)


  • Март 1974 введение рекомендуемой скорости на автобанах 130 км/ч


  • Август 1980 мотоциклисты обязаны использовать шлем (введены также штрафы)


  • Август 1984 введен штраф за неиспользование ремня безопасности


  • Май 1998 допустимое содержание алкоголя в крови снижено до 0,5 промилле.


  • Май 2014 реформа балльной системы: максимальное количество баллов снизится с 18 до 8, повысятся штрафы за нарушения (на графике не указано).


Из графика видно, что правила ужесточались последовательно и с учетом роста количества машин и технического развития автомобилестроения. На графике к сожалению не показано, что с 2006 года введен запрет на алколголь в крови для новичков (права менее 2-х лет) и для профессиональных водителей (такси, автобусов, грузовиков и т.п.).

Ещё немного статистики.

В таблице указан прогноз федерального института проблем дорожного движения (Bundesanstalt für Straßenwesen) на количество погибших в 2013 году на дорогах Германии, сделанном в начале декабря 2013 года.

Unbenannt

Как видно из таблицы, имеется тенденция на понижение, которая наблюдается вот уже больше 20 лет, начиная с 1992 года. Теперь разберем все по полочкам.

1. Подготовка и обучение населения.

Подготовка людей к дорожному движению здесь начинается чуть ли не с детского сада. Малышей учат правильно переходить дорогу

junge fussgänger

и передвигаться на велосипеде

junge fahrradfahrer

Потом идет обучение в автошколах. Все, кто хочет получить права, должны пройти курсы по оказанию первой медецинской помощи.

По местным законам можно управлять моторизированным транспортом с максмальной скоростью до 25 км/ч без получения удостоверения водителя. Страховка ОСАГО обязательна.

Управлять мотороллером (объем двигателя до 50 см³ и макс. скоростью до 45 км/ч можно управлять с 16 лет. Необходимо получение прав и страховка ОСАГО.

С 17 лет можно водить автомобиль до 3,5 т сдав экзамены и в присутствии водителя с соответсвующими правами. С 18 лет можно ездить самому. Права на автомобиль свыше 7,5т и автобус с посадочными местами свыше 22 выдаются по достижении 21 года.

У новичков есть испытательный срок 2 года. При нарушении ПДД, влекущее получени балла в течении испытательного срока, право управления аннулируется, если водитель не посетил восстановительные семинары. Если посещал с положительным итогом, то право управления остается, но испытательный срок продлевается на два года с момента нарушения.

Тут отдельно надо сказать про право управления автомобилем. Здесь есть различие между правом управления и водительским удостоверением. Здесь могут забрать удостоверение на срок от месяца до трех, это так называемый запрет на вождение (Fahrverbot), при этом право управления остается. А могут лишить права управления сроком от года. В этом случае, если водитель решает восстановить права, он должен пройти медико-психологическую экспертизу и заново посетить курсы в автошколе и сдать экзамены.

Примечательно, что полиция здесь не имеет никакого отношения ни к автошколе, ни к сдаче экзаменов на вождение, ни к выдаче водительского удостоверения. Полиция здесь следит только за порядком. Экзамены на вождение принимают сотрудники частных организаций, имеющих соответствующую квалификацию и лицензию (как организация, так и сотрудники), удостоверения выдает местное отделение министерства транспорта.

2. Развитая и удобная инфраструктура.

Продуманная, развитая и понятная дорожная инфраструктура очень важна для безопасности движения. Немцы в этом деле поднаторели. Дорожная сеть Германии по праву считается одной из лучших в Европе.

Дороги здесь подразделяются на автобаны, федеральные и региональные трассы, и местные дороги.

Автобанов в Германии много (в сумме св. 12000 км, по плотности на 4 месте в мире) и они подразделяются на автобаны международного значения (автобаны А1 по А9), регионального значения (напр. А10 по А19 Берлин, Бранденбург и округа) и местного значения (напр. 516 для Оберхаузена).

autobahnkreuz-werl-c60eabdd-9699-427a-ad8f-46bc919c5b4d

Генерального ограничения скорости на автобанах нет, но есть рекомендуемая скорость 130 км/ч и минимальная 60 км/ч. Грузовики св. 3,5т, автобусы и автомобили с прицепом имеют ограничение 80 км/ч, причем автобусам и автомобили с прицепом могут ехать 100 км/ч при выполнении определенных условий. Рекомендуемая скорость важна тем, что если водитель превышает ее и попадает в ДТП, то часть вины могут возложить на него, если выяснится, что соблюдай он рекомендуемую скорость, то последствия ДТП не были бы такими тяжелыми или вообще не было бы ДТП. Останавливаться на автобанах разрешено в двух случаях: у вас неисправна машина или водитель настолько нездоров, что не может уверенно управлять автомобилем. Во всех остальных случаях останавливаться запрещено, нарушения караются штрафом.

Далее идут федеральные и региональные трассы. Они как правило двухполосные, на них нет разделителей полос и отбойников.

landstraße

По статистике, наибольшее число ДТП с жертвами происходит именно на таких трассах

unfall landstrasse

Федеральные дороги (Bundesstrasse) обозначаются буквой В и номером, напр. В232, региональные (Landesstrasse) буквой L и номер.

Ну и последний вид дорог — местные дороги. Обычно ими являются улицы в городе и второстепенные дороги между населенными пунктами.

Leipziger_Platz_Berlin_-_von_oben

В Германии сильно развито местное самоуправление и, как правило, оно отвечает, за состояние местной инраструктуры. Дороги, пешеходные переходы, светофоры и остановки ОТ, скоростной режим — все это находится в ведении органов местного самоуправления. Полиция имеет лишь совещательную и консультирующую функцию. В каждом более или менее крупном городе есть аналитический отдел, который отслеживает и анализирует ситуацию на дорогах и дает рекомендации по организационным и/или конструктивным решениям проблемных участков. На мой взгляд, именно поэтому дорожная инфраструктура здесь продумана и удобна для всех жителей. Если власти будут игнорировать потребности жителей, то жители проигнорируют на следующих выборах эту власть. Политическая конкуренция здесь очень сильна.

Светофор в Дрездене

Ampel

Обычный перекресток в городе

Verkehrsinsel

3. Учет нарушений и балльная система

В Германии существует множество регистров, в которых хранится информация о зарегистрированных автомобилях, водителях и водителях с особым статусом (автоэксперты и инструкторы автошкол), их нарушений и выданных водительских удостоверений. Все эти регистры имеют федеральный и региональный уровень и обмениваются между собой информацией, что позволят всем заинтересованным службам быстро установить владельца автомобиля, есть ли у него право управления и какие нарушения он совершал в течении последних 10 лет.

Все претенденты на получение права управления проходят проверку на предмет соответствия личностных качеств претендента требований,предъявляемых в соответствующих нормативных документах. Если вы употребляли наркотики и/или управляли автомобилем без права управления и были пойманы, то скорее всего у вас будут большие сложности при получении прав. Без разрешения соответствующей службы вас просто не возьмут на обучение в автошколу.

Существует также балльная система, которая позволяет отсекать злостных и необучаемых нарушителей. В настоящее время все нарушения, предусматривающие денежный штраф свыше 40 евро начисляются баллы. Набрав 18 баллов, водитель теряет право управления. Посетив соответствующий семинар можно скостить 2 балла, но делать это можно раз в пять лет. Баллы, полученные за употребление алкоголя и наркотиков сохраняются 5 лет, остальные — два года. Повторные нарушения продлевают накопленные баллы на соответствующий срок.

4. Высокие штрафы.

В Германии довольно высокие штрафы за нарушение ПДД. Приведу несколько примеров.

Tabelle

При превышении скорости свыше 50 км/ч в населенном пункте вас скорее всего обяжут пройти медико-психологическое обследование (в народе «идиотен тест»), справедливо полагая, что только ненормальный может летать по городу с такой скоростью. При отрицательном результате вас лишат права управления.

Про алкоголь за рулем я писал уже здесь. Поэтому кратко.

Законом разрешена концентрация алкоголя до 0,5 промилле (кроме профессиональных водителей). Но сложившаяся судебная практика вводит дополнительные значения Таким образом имея в крови более 0,3 но менее 0,5 промилле вас могут наказать, если вы совершили ДТП или просто неуверенно вели автомобиль.

Для велосипедистов существует граница в 1,6 промилле. Ее превышение влечет лишение водительских прав, так как появляются сомнения в ваших личностных качествах. Также вас лишат прав, если вы нетрезвый (а еще хуже — трезвый) находились в автомобиле и им управлял нетрезвый водитель. Концентрация алкоголя свыше 1,1 промилле ведет к уголовному преследованию.

Вообще, алкоголь за рулем в Германии дорогое удовольствие. В некоторых случаях вас могут оштрафовать на полугодовой заработок (180 дневных заработков) или лишить свододы. Если вы решите восстанавливать права, то появятся дополнительные затраты на «идиотен тест», проверка трезвости на определенном промежутке времени, восстановительные семинары, затраты на автошколу. Я в свое время, чтобы открыть категории А, С и СЕ заплатил 4500 евро.

5. Финансовый бонус

Тут все просто — чем дольше вы ездите без аварий, тем меньше вы платите за страховку. Каждый год вам присваивается новый, более высокий класс безаварийности. Этот класс обязаны признавать все страховые компании, работающие на немецком рынке, независимо от смены компании или автомобиля. Полученный класс сохраняется семь лет. Здесь под безаварийностью понимается то, что страховая компания не должна возмещать причиненный вами ущерб. То есть, вы можете каждый год попадать в ДТП, но если вас каждый раз будут признавать невиновным, то это никак не скажется на вашем классе безаварийности. После 18 лет безаварийной езды вы платите минимальные взносы страховщикам.

Это был краткий обзор, здесь не раскрыты все нюансы и тонкости обеспечения безопасности на дорогах Германии. Важно то, что правительство, независимо от политической ситуации, последовательно и аргументировано принимает меры, способствующие снижению смертности и травматизма на дорогах.


?

Log in

No account? Create an account